Штутгарт. В 1969 году компания Porsche первой из немецких автопроизводителей выпустила на рынок серийный спортивный автомобиль со среднемоторной компоновкой – 914. В честь этого события музей Porsche приглашает всех ценителей легендарного двухместного спорткара на «День в стиле Porsche», который состоится 2 июня в преддверии специальной выставки «50 лет 914 – настоящий Porsche». Более 120 владельцев частных моделей 914 примут участие в мероприятии, в том числе члены клуба.
Кроме ряда специальных акций в этот день пройдет также экспертная дискуссия по 914: бывший инженер-конструктор и гоночный инженер Роланд Куссмауль, бывший разработчик подвесок и гонщик Ханс Клаузекер, инженер и гонщик Гюнтер Штеккёниг и писатель Юрген Левандовски обратятся к истории Porsche 914. Энтони Хаттер, руководитель отдела дизайна, качества и стиля Porsche, вместе с бывшим инженером-конструктором Юргеном Капфером и разработчиком гоночных автомобилей Херманом-Йозефом Штейнмецем обсудят вопросы истории разработки среднемоторной концепции у Porsche и возможные пути ее развития, а также почему вопросы среднемоторной компоновки, дизайна, техники и стиля жизни настолько актуальны для Porsche. Вход на «День в стиле Porsche» 2 июня будет свободным.
Насколько многогранен 914 и на создание каких творений инженерной мысли он вдохновил, демонстрируют двенадцать экспонатов специальной выставки. Здесь представлены не только серийные модели 914/4 с четырехцилиндровым двигателем VW и 914/6 и шестицилиндровым двигателем Porsche, но и самый первый из всех построенных 914. Кроме того можно увидеть и один из двух прототипов Porsche с восьмицилиндровым гоночным двигателем. Также экспонируется 914/6 GT. Как первый сейфти-кар в мире – оснащенный новыми системами безопасности и современной системой пожаротушения – в 1972 году он был предоставлен Высшей национальной комиссии по автоспорту (ONS). Кроме того, экспонируется частный проект реконструкции с 350-сильным двигателем V8 от 928 GTS, а также 916. VW-Porsche вдохновил известного автомобильного дизайнера графа Альбрехта фон Гёртца и французского кузовостроителя Heuliez на собственные интерпретации 914, которые также будут представлены на выставке, которая продлится до 7 июля.
«50 лет 914»: второй модельный ряд спортивных автомобилей для юных
клиентов Porsche
В середине 1960-х годов компания Porsche решила расширить свои позиции на рынке
и предложить покупателям спортивный автомобиль в перспективном сегменте ниже
911. Однако самостоятельная реализация такого проекта для небольшой компании
была невозможна. И партнер был найден, им стала компания Volkswagen, которая в
то время как раз намеревалась создать преемника для своего несколько
устаревшего спортивного купе серии 34, более известного как Karmann Ghia. В
середине 1960-х Ферри Порше и директор VW Генрих Нордхофф пришли к соглашению о
совместном проекте. Когда в 1968 году Нордхофф скоропостижно скончался, проект
оказался на грани краха. Совместно с новым директором VW, Куртом Лотцем, Ферри
Порше разработал решение: была создана совместная дистрибьютерская компания
VW-Porsche. Она реализовывала автомобили на европейском рынке под маркой
VW-Porsche. Автомобили выпускались в двух версиях: модель 914 с
четырехцилиндровым двигателем производства Volkswagen и модель 914/6 с
шестицилиндровым двигателем производства Porsche.
Самым большим успехом заводских болидов 914 стали три первых места в Marathon de la Route 1970 на Нюрбургринге. Кроме этого были многочисленные победы в клиентском спорте. Шестицилиндровая версия успешно участвовала в различных гоночных сериях в США и завоевывала победы в своем классе. В Европе 914/6 GT команды Sonauto победил в 1970 году в Ле-Мане в классе GT.
Истинный спорткар: мощный, легкий, со среднемоторной
компоновкой
Двигатель VW был полностью новой разработкой и первым серийным двигателем
марки, который был оснащен системой впрыска. При рабочем объеме 1,7 литра
четырехцилиндровый агрегат выдавал 80 л.с. при 4900 об/мин. В результате 914
разгонялся с места до 100 км/ч за 13 секунд и достигал максимальной скорости
177 км/ч. Шестицилиндровый двигатель Porsche, напротив, был заимствован у 911 T
и сконструирован как спортивный мотор – с верхними распредвалами, трехкамерными
карбюраторами и высокомощной конденсаторной системой зажигания. Двухлитровый
оппозитный агрегат развивал 110 л.с. при 5800 об/мин и таким образом по
сравнению с силовым агрегатом VW был не только более мощным, но и более
высокооборотным. Имея сухую массу 900 килограммов и 940 килограммов с
шестицилиндровым двигателем, модель 914 обладала исключительно низкой удельной
массой.
Два единичных экземпляра 914 S с восьмицилиндровым гоночным
двигателем
Свой вклад в укрепление выдающейся славы двухместного спорткара внесли и две
его легендарные специальные модификации: 914 S с восемью цилиндрами. В них
перед задней осью был установлен трехлитровый оппозитный двигатель от гоночного
болида Porsche 908, который в 1970-х годах доминировал на гоночных трассах.
Первый автомобиль благодаря системе впрыска развивал мощность почти 300 л.с. и
был передан в качестве опытного автомобиля Фердинанду Пиеху, занимавшему тогда
пост главного конструктора. Во втором автомобиле восьмицилиндровый двигатель с
карбюраторной системой питания развивал мощность 260 л.с. Этот автомобиль с
допуском к движению по дорогам общего пользования стал подарком Ферри Порше на
его шестидесятилетие. Оба 914 S имели максимальную скорость около 250 км/ч и
послужили конструктивной базой для малой серии 914 с мощными двигателями,
выпущенной в 1971 году. Одиннадцать автомобилей были укомплектованы
шестицилиндровыми двигателями от самых мощных на тот момент моделей 911 S и
Carrera 911 RS мощностью 190 и 210 л.с. и оптимизированы для гоночной
эксплуатации. Они получили наименование 916.
Успех на рынке
Уникальный двухместный автомобиль с
характерной крышей тарга был задуман, прежде всего, для молодежи. Благодаря
своей цене, которая начиналась от 11 955 немецких марок, модельный ряд Porsche
914 стал настоящим хитом продаж. В период с 1969 по 1975 год было произведено
115 631 экземпляр 914 с четырехцилиндровым двигателем. Большинство автомобилей
пошли на экспорт в Соединенные Штаты, где 914 продавался как Porsche, без
добавочного обозначения VW. Таким образом он вошел в число самых продаваемых
спортивных автомобилей в мире. В США в 1970 году 914 был выбран «Импортным
автомобилем года». В отличие от него 914/6 является более эксклюзивным – в
период с 1969 по 1972 год было выпущено 3338 штук, но зато он может похвастать
своими гоночными победами.